Роль нотариуса в реорганизации ООО
Контролирующие общество лица добровольно принимают решение о реорганизации юридического лица, определяют конкретную определенную законом форму такой реорганизации исходя из поставленных задач и конечных целей реорганизации. Конкретная форма реорганизации определяется правовыми последствиями, наступающими для юридических лиц, участвующих в процедуре реорганизации. Сама процедура всесторонне регламентирована законодательством, определен перечень органов уполномоченных осуществить данную процедуру. Так в частности в процедуре реорганизации общества участвуют такие органы как:
- Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы.
- Официальное печатное и электронное издание – «Вестник государственной регистрации».
- Электронная платформа «Федресурс».
Процесс реорганизации в зависимости от выбранной заявителем формы состоит из ряда регистрационных действий. Регистрационное действие совершается межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы, при этом заявителем предоставляются документы в МИФНС любым разрешенным законом способом, так в частности документы могут быть предоставлены в регистрирующий орган:
- В бумажном виде.
- В электронном виде.
Именно на данном этапе реорганизации предприятия в процесс вступает нотариус. Заявитель на каждом регистрационном этапе процедуры реорганизации предоставляет в регистрирующий орган регистрационное дело, в которое входит соответствующий этапу регистрации комплект документов, одним из которых является заявление утвержденной законом формы. Указанное заявление подлежит его подписанию заявителем. При подаче документов в регистрирующий орган в бумажном виде требуется нотариальное заверение подписи заявителя в таком заявлении. В качестве заявителя обычно выступает исполнительный орган общества, либо иное определенное законом, либо собранием участников общества лицо, зависит это от конкретного регистрационного действия.
На первом этапе реорганизации заявитель предоставляет в регистрирующий орган заявления по форме №Р12003. Данный этап является первым из двух регистрационных этапов реорганизации юридического лица. На завершающем процедуру государственной регистрации реорганизации юридического лица регистрационном этапе в регистрирующий орган, межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы предоставляется комплект документов, в который в частности входит заявление по форме №Р12016.
Оба указанных заявления, как по форме №Р12003, так и по форме №Р12016 подлежат нотариальной форме заверения подписи заявителя. Также нотариус оформляет в заявлении удостоверительную надпись. Кроме того, при предоставлении регистрационного дела в регистрирующий орган в бумажном виде, возможно их предоставление как лично заявителем, так и доверенным лицом, выступающим от имени заявителя по нотариально заверенной доверенности. Так вот такая доверенность подлежит также нотариальной форме заверения. Заявитель подтверждает свои полномочия, как паспортом гражданина, так и перечнем оригиналов учредительных и иных регистрационных документов общества.
При выборе электронного способа предоставления регистрационного дела в регистрирующий орган нотариус также участвует в процедуре регистрации. Так документы могут быть предоставлены в МИФНС в электронном виде подписанные как по ЭЦП общества (когда это возможно), так и по электронной цифровой подписи нотариуса. В случае отправки документов в МИФНС с использованием ЭЦП нотариуса нужно помнить, что используемая им электронная цифровая подпись должна быть:
- Действующая.
- Усиленная.
- Квалифицированная.
- Выданная аккредитованным удостоверяющим центром.
Выдаваемые при электронной регистрации реорганизации документы получаются заявителем из МИФНС в электронном виде, при этом нотариус может провести процедуру их равнозначности и предоставить заявителю заверенные документы уже в бумажном формате.
За свои услуги нотариус взимает плату согласно утвержденным нотариальной палатой субъекта Российской Федерации тарифам.